МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЯЛЬГЕЛЕВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР" Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЯЛЬГЕЛЕВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР" DN: c=RU, st=Ленинградская область, street=д Яльгелево, д. 47, l=Ломоносовский р-н,, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЯЛЬГЕЛЕВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР", 1.2.643.100.1=120D31303234373032313832383536, 1.2.643.100.3=120B3031383830393732373739, 1.2.643.100.4=120A34373230303134383836, 1.2.643.3.131.1.1=120C343732303031353538353032, email=baykova@lmn.su, givenName=Татьяна Николаевна, sn=Сергеева, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЯЛЬГЕЛЕВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР" Дата: 2024.10.23 12:24:44 +03'00' ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читательской грамотности» для учащихся 9 классов составлена с опорой на: - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189); - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"); - Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; - Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»; - Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960; На усвоение данного курса в 9 классе отводится 68 ч (2 часа в неделю) Цель программы: Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена. Задачи: 1. Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом; 2. Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения; 3. Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации; 4. Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы; 5. Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем; 6. Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностнозначимой ценности. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования». У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений: 1. умения, целиком основанные на тексте: – извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения; – найти в тексте информацию, представленную в явном виде; – основываясь на тексте, делать простые выводы; 2. умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: – интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»; – устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; – интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; – реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык). Общая характеристика курса. Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся. Содержание курса. Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации Типы текстов: текст-аргументация. Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты. Итоговый контроль. Планируемые результаты Предметные результаты Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор. Личностные результаты В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию: • основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоциональноценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка; • основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); • осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи; • развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; • нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. Метапредметные результаты Познавательные УУД: • Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). • Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. • Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. • Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. • Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). • Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерѐдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. • Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. • Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. Регулятивные УУД: • Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. • Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. • Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). • В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Выпускник научится: • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; • выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста; • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; • объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте; • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; • выделять главную и избыточную информацию; • прогнозировать последовательность изложения идей текста; • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; • выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления; • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста); • критически относиться к рекламной информации; • находить способы проверки противоречивой информации; • определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. Тематическое планирование. № Наименования п/п разделов и тем Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне Сроки учебных действий) по теме 1. Вводное занятие Работа с текстом 2. Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания Работа с текстом: умение связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников 3. Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания Работа с текстом: умение связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников 4. Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания Работа с текстом: умение оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире 5. Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания Практикум: самостоятельная работа с текстом 6. Сопоставление содержания текстов научного стиля Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера 7. Сопоставление содержания текстов научного стиля Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера 8. Сопоставление содержания текстов научного стиля Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера 9. Сопоставление содержания текстов Практикум: самостоятельная работа с текстом научного стиля 10. Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации Работа с текстом: умение оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире 11. Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации Работа с текстом: умение оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире 12. Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации Работа с текстом: умение оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире 13. Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации Практикум: самостоятельная работа с текстом 14. Типы текстов: текстаргументация Знакомство с разными видами аргументации 15. Типы текстов: текстаргументация Работа с текстом: умение обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов 16. Типы текстов: текстаргументация Работа с текстом: умение делать выводы из сформулированных посылок 17. Типы текстов: текстаргументация Практикум: самостоятельная работа с текстом 18. Составление плана на основе исходного текста Работа с текстом: умение объяснять порядок частей, содержащихся в тексте 19. Составление плана на Работа с текстом: выделять не только основе исходного текста главную, но и избыточную информацию 20. Составление плана на основе исходного текста Работа с текстом: умение структурировать текст, составлять простой план 21. Составление плана на основе исходного текста Работа с текстом: умение структурировать текст, составлять сложный план 22. Составление плана на Практикум: самостоятельная работа с основе исходного текста текстом 23. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи Знакомство с понятием «аналитические (конструирующие) задачи» 24. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи Работа с текстом: умение решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи 25. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи Работа с текстом: умение решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи 26. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи Работа с текстом: умение решать учебно-познавательные и учебнопрактические задачи 27. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи Практикум: самостоятельная работа с текстом 28. Работа со смешанным текстом Знакомство с разными формами смешанного текста 29. Работа со смешанным текстом Работа с текстом: умение анализировать смешанные тексты 30. Составные тексты Знакомство с разными формами составного текста 31. Составные тексты Работа с текстом: умение анализировать составные тексты 32. Составные и смешанные Практикум: самостоятельная работа с тексты текстом 33. Итоговый контроль Комплексная работа с текстом 34. Заключительное занятие Подведение итогов Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 1. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П.Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. 2. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык издательский дом ―Первое сентября‖ 3. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические подсказки для учителей и родителей.-- Тлн.: Арго, 2017 4. Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения». Тольятти, 2018. 5. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm 6. . Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/ 7. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru