Положение о школьной библиотеке

РАССМОТРЕНО
На собрании трудового коллектива
Протокол от 31.08.2017 г. №2

УТВЕРЖДЕНО
Приказом по МОУ «Яльгелевский
образовательный центр»
от 31.08.2017 г. № 125/1

ПОЛОЖЕНИЕ
о школьной библиотеке
МОУ «Яльгелевский образовательный центр»
1.

Общие положения

1.1. Данное положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным
законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным
законом Российской Федерации № 78-ФЗ «О библиотечном деле» от 29.12.1994 г., Федеральным
законом № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности от 25.07.2002 г.,
Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и
развитию» № 436-ФЗ от 29.12.2010 г., Федеральным законом «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской федерации» от 24 июля 1998 г № 124-ФЗ, соответствии с Уставом МОУ
«Яльгелевский образовательный центр», в соответствии с требованиями ФГОС, СанПин
2.4.2.282-10, с учетом мнения Управляющего совета ОУ.
1.2. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма,
общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного
развития личности. Формирования в школьной среде мировоззрения и духовно-нравственной
атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод
человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу.
1.3. Библиотека участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права
обучающихся на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.4. Библиотека доступна и бесплатна для читателей: учащихся, учителей и других работников
школы. Удовлетворяет запросы родителей на литературу и информацию по педагогике и
образованию с учетом имеющихся возможностей. Организация обслуживания участников
образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и
противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
1.5. В соответствии с федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности»
№ 114-ФЗ от 25 июля 2002 года в школьной библиотеке запрещено распространение,
производство, хранение и использование литературы экстремисткой направленности.
1.6. Закон определяет экстремистские материалы как предназначенные для обнародования
документы, либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению
экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость
осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской
рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или
оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику
совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное
уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной
группы. При этом к экстремистской деятельности закон относит, помимо прочего, «массовое
распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в
целях массового распространения», а также финансирование и «иное содействие» этим действиям.
1.7. Библиотекарь (педагог-библиотекарь) ежеквартально проводит сверку имеющихся в фондах
библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских материалов, изымает их из
оборота библиотеки, ведёт журнал сверок фонда библиотеки с Федеральным списком
экстремистских материалов.
1

1.8. В соответствии с федеральным законом РФ от 29.12.2010 № 436 «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», федеральным законом от 29.07.2013
№135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Библиотекарь (педагог-библиотекарь)
выявляет и исключает из открытого доступа отдела обслуживания обучающихся печатные
издания, соответствующие знаку информационной продукции 16+, 18+.
1.9. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, перечень
основных услуг и условия их представления библиотеками определяются в правилах пользования
библиотекой.
1.10. Настоящее положение определяет уровень базисных требований к библиотеке ОУ.
2.

Задачи библиотеки.

2.1. Формирование в школьной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы
этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека,
стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу. В целях противодействия
экстремисткой деятельности, в пределах своей компетентности, осуществляет профилактические,
в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение
экстремисткой деятельности. Распространение среди читателей библиотеки информационных
материалов, содействующих повышению уровня толерантного сознания школьников. С этой
целью наложен запрет на распространения литературы экстремистской направленности и иной
информации, негативно влияющей на несовершеннолетних.
2.2. Обеспечение участников образовательного процесса (обучающихся, педагогических
работников, родителей обучающихся) доступом к информации, знаниям, идеям, культурным
ценностям посредством пользования библиотечно-информационных ресурсов
общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд
периодических изданий); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных
носителях.
2.3. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию
книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
2.4. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и библиотечно-информационных процессов (при наличии
технических возможностей), формирование комфортной среды.
2.5. Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
3. Основные функции.
3.1. Основные функции библиотеки: образовательная, информационная и культурная.
Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечно-библиографическую
и информационную культуру учащихся, участие в образовательном процессе.
3.2. Формирование фонда библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с
образовательными программами ОУ. Библиотека комплектует универсальный фонд учебной,
художественной, справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для
учащихся; научно-педагогической, методической, справочной литературы, периодических
изданий для педагогических работников на традиционных и нетрадиционных носителях.
3.3. Обеспечивает защиту детей от вредной для их здоровья и развития информации.
3.4. Осуществляет сверку поступающих в библиотеку документов (на любых носителях) с
Федеральным списком запрещенных материалов экстремистского содержания не реже 1 раза в
полгода. Проделанная работа фиксируется в «Журнале сверки с «Федеральным списком
экстремистских материалов». При обнаружении запрещенных материалов экстремистского
2

содержания составляется акт с целью недопущения попадания их в фонд открытого доступа.
Отдел автоматизации проводит регулярно, не реже 1 раз в квартал, работу по блокированию
доступа с компьютеров, установленных в библиотеке, к сайтам и электронным документам,
включенным в «Федеральный список экстремистских материалов», проведенная работа
фиксируется в Журнале сверки.
3.5. Осуществление дифференцированного библиотечно-информационного обслуживания
обучающихся:








Организует информационно-библиографическое обслуживание обучающихся, педагогов,
родителей, консультирование читателей при поиске и выборе книг, обслуживание читателей на
абонементе, в читальном зале;
проводит с обучающимися занятия по основам библиотечно-информационных знаний, по
воспитанию культуры и творческому чтению, привитие навыков и умения поиска информации;
организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской
культуры личности, оказывает содействие при организации внеурочной деятельности,
организуемой в условиях реализации ФГОС ООО, содействует развитию критического
мышления;
ведет библиотечно-информационное обслуживание с учетом запросов обучающихся;
не допускает обучающихся к Интернет-ресурсам, электронным документам
экстремистского характера.
3.6. Осуществление дифференцированного библиотечно-информационного обслуживания
педагогических работников:
- удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
- содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, создание условий для
их самообразования и профессионального образования;
- организует доступ к педагогической информации на любых носителях.
3.7. Ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и обслуживанию
читателей в соответствии с установленным порядком.
3.8. Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых, массовых форм работы
(бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг).
3.9. Повышение квалификации сотрудников, создание условий для их самообразования и
профессионального образования.
4. Организация деятельности библиотеки.
4.1. Структура школьной библиотеки: абонемент, читальный зал, хранилище учебников.
4.2. Осуществляется библиотечно-информационное обслуживание на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с учебно-воспитательным планом школы,
программами, проектами и планом работы библиотеки;
4.3. Контроль за фондом библиотеки (материалы экстремистского характера), электронными
документами, интернет-сайтами (доступ к которым возможен с компьютеров, установленных в
библиотеке) и Интернет-ресурсами осуществляет инженерная служба школы (доступ
заблокирован фильтром).
4.4. Обеспечивается соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные условия
для обслуживания читателей.
4.5. Организовывается взаимодействие с библиотеками (поселковыми, районными).
4.6. Происходит систематическое информирование читателей о деятельности библиотеки.
3

4.7. Обеспечивается требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно
которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.
4.8. Организуется работа по сохранности библиотечного фонда.
5.

Управление, штаты

5.1. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор школы,
который утверждает нормативные и технологические документы, планы и отчеты о работе
библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны деятельности библиотеки и, в первую
очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а также создание комфортной среды для
читателей.
5.2. Директор школы делегирует выполнение отдельных функций контроля над деятельностью
библиотеки заместителю директора.
5.3. Ряд функций управления библиотекой делегируется директором ОУ педагогу-библиотекарю,
в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными
требованиями, Трудовым договором и Уставом ОУ.
5.4. За организацию работы и результаты деятельности библиотеки отвечает педагогбиблиотекарь, который является членом педагогического совета, входит в состав педагогического
совета.
5.5. Библиотека составляет годовой план и отчет по работе, которые обсуждаются на
педагогическом совете и утверждаются директором школы. Годовой план библиотеки является
частью общего годового плана УВР ОУ.
5.6. График работы библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием работы школы, а
также правилами внутреннего трудового распорядка. Один час рабочего дня выделяется на
выполнение внутри библиотечной работы. Один раз в месяц в библиотеке проводится санитарный
день, в который библиотека не обслуживает читателей. Вторник - методический день
библиотекаря, который используется для посещения семинаров, совещаний библиотекарей, для
подготовки к массовым мероприятиям.
5.7. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к должностным
окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными правовыми
документами с учетом объемов и сложности работ.
5.8. В целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки могут вводиться
должности: заведующий библиотекой, библиотекарь, педагог-библиотекарь.
5.9. Работники библиотеки должны располагать сведениями о запрещенных книгах и иной
печатной продукции, т.е. иметь государственный перечень (список) экстремистской литературы.
6.

Права, обязанности и ответственность.

Работники школьной библиотеки имеют право:
6.1. Самостоятельно определять содержание и формы своей деятельности в соответствии с целями
и задачами, приведенными в настоящем положении.
6.2. Разрабатывать правила пользования библиотекой.
6.3. Проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки по
информационной грамотности и культуре;
6.4. Участвовать в управлении ОУ согласно Типовому положению об ОУ.

4

6.5. На свободный доступ к информации, связанной с решением поставленных перед библиотекой
задач: к образовательным программам, учебным планам, планам работу ОУ и его структурных
подразделений.
6.6. На поддержку со стороны органов образования и администрации ОУ в деле организации
повышения квалификации работников библиотек. Создания необходимых условий для их
самообразования, а также для обеспечения их участия в работе МО библиотечных работников, в
научных конференциях, совещаниях, семинарах по вопросам библиотечно-информационной
работы.
6.7. На участие в работе общественных организаций.
6.8. На дополнительную оплату труда, предусмотренную законодательством.
6.9. На представление к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и культуры.
Библиотечные работники несут ответственность:
6.10. За соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством РФ о труде и
коллективным договором ОУ.
6.11. За выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.
6.12. За сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим
законодательством.
6.13. Библиотекарь (педагог-библиотекарь) ежеквартально проводит сверку имеющихся в фондах
библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских материалов, изымает их из
оборота библиотеки, ведёт журнал сверок фонда библиотеки с Федеральным списком
экстремистских материалов.
7.

Права и обязанности пользователей библиотеки

7.1. Пользователи библиотеки имеют право:
- получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и
предоставляемых библиотекой услугах;
- пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
- получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
- получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и
другие источники информации;
- продлевать срок пользования документами;
- получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе
фонда библиотеки;
- участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
- обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
7.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
- соблюдать правила пользования школьной библиотекой;
- бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в
книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию,
инвентарю;
5

- поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения
карточек в каталогах и картотеках;
- пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
- убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в
сдаваемых документах несет последний пользователь;
- расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение:
обучающиеся 1-4 классов);
- возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;
- заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными,
либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования школьной
библиотекой;
- полностью рассчитаться со школьной библиотекой по истечении срока обучения или работы в
школе.
7.3. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику,
утвержденному руководителем образовательного учреждения и в присутствии сотрудника
библиотеки;
б) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к
работнику библиотеки;
в) запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;
г) запрещается обращение к ресурсам Интернет, содержащим экстремистский характер;
в) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим
требованиям.

МОУ
"ЯЛЬГЕЛЕВСКИЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬ
НЫЙ ЦЕНТР"

Подписано цифровой подписью: МОУ "ЯЛЬГЕЛЕВСКИЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР"
DN:
1.2.840.113549.1.9.2=4720014886-472501001-001880972779,
email=yalg_sch@lmn.su,
1.2.643.3.131.1.1=120C303034373230303134383836,
1.2.643.100.3=120B3031383830393732373739,
1.2.643.100.1=120D31303234373032313832383536,
title=Директор, o=МОУ "ЯЛЬГЕЛЕВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ЦЕНТР", street=ДОМ 47, l=Яльгелево, st=47 Ленинградская
область, c=RU, givenName=Татьяна Николаевна, sn=Сергеева,
cn=МОУ "ЯЛЬГЕЛЕВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР"
Дата: 2021.12.11 12:56:32 +03'00'

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».